Отзыв о курсах повышения квалификации
«Программно-методическое обеспечение деятельности в сфере дополнительного образования»
С большим интересом и в полном объёме прослушала лекции ведущего эксперта Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктора педагогических наук, профессора Бориса Викторовича Куприянова по проблеме «Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы дополнительного образования детей».
Профессор Б.В.Куприянов убедительно показал значимость дополнительного образования, которое осуществляется через ДЮЦы, школы искусств, клубы, секции и другие организации дополнительного образования, а также через внеурочную деятельность в школе, для развития ребёнка. Отправной точкой серьёзных изменений в системе дополнительного образования, подчеркнул профессор Б. В. Куприянов, стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в рамках которого была поставлена цель - к 2020 году обеспечить охват не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами.
Для меня как школьного учителя, первый год работающего по ФГОС в 5 классе, очень важно было понять, в чём принципиальная разница между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью. Профессор Б.В.Куприянов в очень доступной форме дал ответ на этот вопрос.
Хотя и дополнительное образование, и внеурочная деятельность ставит перед собой задачи всестороннего удовлетворения образовательных потребностей ребёнка в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, но, тем не менее, дополнительное образование ориентировано на результат, раннюю профессиональную подготовку школьников, эти занятия могут стать для ребёнка прообразом профессии, дети приобретают некоторые профессиональные навыки. Для внеурочной деятельности приоритетнее воспитательные задачи, приобретение школьником социального знания, включение в деятельность ради взаимодействия и общения, ребёнок учится договариваться, вести переговоры, регулировать отношения, поэтому внеурочная деятельность- инструмент воспитательной работы.
Дополнительное образование предполагает наличие образовательной программы, которую педагог разрабатывает самостоятельно, работа детей не оценивается, что создаёт изначально ситуацию успешности ребёнка.
Дети имеют возможность менять вид деятельности, менять коллективы, уходить из коллектива и снова возвращаться. Хотя, конечно, для дополнительного образования важно, чтобы все дети прошли программу обучения курса в полном объёме. Поэтому задача педагога организовать процесс обучения так, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он удовлетворял свой спрос на знания, чтобы ему было комфортно, тем более, что дети устают, обучаясь в общеобразовательной школе. Профессор Б.В.Куприянов привёл такой факт: в среднем ребёнок занят в дополнительном образовании 7,5 часов в неделю.
Профессор Б.В.Куприянов рассматривал вопросы финансирования дополнительного образования. Как и в школах, финансирование будет тоже подушевое, то есть за ребёнком пойдут деньги, что ещё раз подтверждает, что в развитии системы дополнительного образования заинтересовано государство. Здесь работает принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование. Если ребёнок занимается в коммерческой организации, то малообеспеченная, многодетная семья может получать компенсацию родительской платы.
Профессор Б.В.Куприянов открыл для меня совершенно новое понятие «эдьютейн», означающее образование плюс развлечение. Оказывается, в Москве уже существуют центры семейной анимации, интерактивные парки для детей, где ребёнку можно брать в руки любой экспонат, собирать-разбирать его. При этом создаётся иллюзия, что ребёнок играет, а в действительности активно идёт процесс его обучения.
В лекциях приводилось много статистических данных, результатов соцопросов населения. Особенно интересными мне показались данные, выявляющие причины выбора родителями учреждений дополнительного образования. Оказывается, основной причиной такого выбора является шаговая доступность. Нам, живущим в маленьких городках, где всего одна школа искусств и та расположена на 4 этаже общеобразовательной школы, никогда не приходилось об этом задумываться.
Интересной мне показалась информация о формах досуговых мероприятий. По мнению профессора Б.В.Куприянова, их можно свести к трём основным:
- шоу (концерты, театрализованные представления);
- шествия-путешествия (экскурсии, походы);
- гуляния (к ним можно отнести субботники, так как в традиции русского народа всегда было воспринимать коллективный труд как праздник).
В этой связи Борис Викторович дал полезный совет: если классный руководитель организует для детей праздник, то он обязательно должен предусматривать подарки детям и угощение.
Итак, дополнительное образование даёт ребёнку право на пробу и выстраивание собственной образовательной траектории, формирует у него уверенность в себе, решает задачи выявления и развития творческих способностей ребёнка, его профессиональной ориентации.
В ходе занятий профессор Б.В.Куприянов показал формы групповой работы с аудиторией: «Вертушка общения» и ролевая игра «Шесть шляп», что очень интересно учителю в плане обмена опытом. Ролевая игра «Шесть шляп» позволяет составить целостное мнение о проблеме, позволяет под разными углами посмотреть на предмет обсуждения, развивает внимательность, поэтому обязательно буду использовать эту ролевую игру в своей работе.
Профессор Б.В.Куприянов рекомендовал некоторые методические пособия, полезные и преподавателям дополнительного образования, и учителям общеобразовательных школ, например,
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество»,
Куприянов Б.В. «Формы воспитательной работы с детским объединением».
Обязательно прочитаю эти книги.
В целом свои эмоции от прослушанных лекций доктора педагогических наук, профессора Б.В.Куприянова могу сформулировать так: педагогическое удивление от получения новой полезной в работе информации и новых знаний.
Маленькое критическое замечание. Несколько мешало восприятию материала лекций «свободное» поведение слушателей: вход в аудиторию с опозданием, выход до окончания лекции.
С уважением и благодарностью,
Наталья Анатольевна Буторина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ МО «Янтарный ГО»
им. М.С.Любушкина